Школа HR: как выбрать хорошего педагога

Школьные учителя, репетиторы, преподаватели вузов – от их профессиональных и личностных навыков зависит будущее наших детей. Какие качества отличают высококлассного специалиста? На что обратить внимание во время собеседования с ним? Rjob узнал критерии отбора современных педагогов.

Школа HR: как выбрать хорошего педагога

Исключаем сомнительных кандидатов

Прежде всего в объявлении о вакансии стоит указать необходимые профессиональные качества претендента на должность, затем – уточнить условия труда, чтобы сразу исключить тех, кому не подходит график или уровень зарплаты.

Татьяна Серебрякова, руководитель центра развития «Мои Мечты», делится опытом подбора сотрудников с педагогическим образованием: «В вакансии мы обязательно указываем дедлайн приёма резюме и даём небольшое задание. Например, просим написать сопроводительное письмо, используя фразу-код в начале письма – я хочу работать педагогом в центре развития «Мои Мечты». Те, кто откликается на все вакансии подряд, не дочитывая объявление до конца, обычно упускают этот момент. Мы отбираем резюме только с сопроводительным письмом, которое начинается с кодовой фразы. Это простое задание помогает фильтровать ненужных соискателей».

Чтобы избежать разочарования на собеседовании, тщательно изучите резюме соискателя. Татьяна Серебрякова рекомендует обратить внимание на грамматику и стилистику. Педагог не должен допускать грубых ошибок!

Ещё один важный момент – фотография соискателя. Внешность педагога важна не меньше, чем грамотность, ведь он должен располагать к себе и детей, и их родителей.

Опыт работы

Здесь мнение работодателей не совпадает. Одни готовы брать в штат исключительно специалистов с внушительным педагогическим опытом, другие – молодых выпускников вузов. 

«Важно, работал ли человек с детьми и насколько хорошо это у него получалось. Но опытных педагогов мало, и они почти все уже заняты сверх меры. Вероятно, что наиболее перспективный путь – взять мотивированного, но неопытного, и научить всему, – комментирует Владимир Шарич, руководитель учебно-методического отдела онлайн-школы «Фоксфорд». – Кроме того, какой бы у педагога ни был опыт, на начальном этапе работодателю нужно быть внимательным, получать информацию о проведённых занятиях и давать обратную связь. Это позволит многому научить, прежде чем отправить в свободное плавание. Но важно делать это доброжелательно: на уроках и без того стрессовая обстановка». 

Для Татьяны Серебряковой опыт педагога стоит не на первом месте: «Я люблю брать «молодые» кадры, сразу после института. Есть свои плюсы у молодости, если человек активный и любит учиться. Мы вкладываем в него стандарты и дух нашего центра, проводим внутреннее обучение и в дальнейшем внешнее. И из таких кандидатов рождаются отличные педагоги. Они полны энергии, не обременены прошлым тяжелым опытом. Хорошо, если у соискателя есть высшее педагогическое образование и он умеет работать за компьютером».


Читайте также: 5 фраз, которые не скажет «правильный» соискатель


Проверка на прочность

Часто работодатели жалуются на несоответствие информации, заявленной в резюме, тому, с чем они сталкиваются на собеседовании. Соискатель может указать в CV свои качества: коммуникабельность и доброжелательность, а при личной встрече быть молчаливым и угрюмым. Важно проверить, сможет ли новый педагог вести урок легко и непринуждённо, справляться со стрессом и не впадать в отчаяние при малейших неудачах.

«В первую очередь, педагог должен быть человечным, живым, адекватным во всём. Искусственно заученные приёмы и неискренность при общении дети чувствуют сразу, – говорит Владимир Шарич. – На собеседовании стоит задавать «неудобные» вопросы, чтобы понять, как педагог будет реагировать на разные ситуации. Например, когда дети шумят, кто-то что-то не понимает и так далее. На эти вопросы нет единственно верного ответа, но они помогут оценить, насколько кандидат умеет слышать детей, устанавливать с ними контакт. Также считаю, что тестовое задание необходимо. Даже если понятно, что педагог с ним легко справится, выполнение тестового задания подтверждает заинтересованность кандидата в работе именно в вашей организации. Интерес важен, это необходимый «ингредиент» мотивации, который поможет преодолевать в дальнейшем неизбежные трудности любой профессии».

У Татьяны Серебряковой свой способ узнать о кандидате как можно больше. Она предлагает педагогу рассказать о себе всё, что он считает нужным: «В этот момент человек раскрывается на 80%. Мы слышим речь соискателя и чувствуем его энергетику. Порой монолога хватает, чтобы сделать выводы о том, подходит ли кандидат. Кроме того, уточняйте, какую сумму педагог хочет получать «на руки», чтобы не случилось так, что вы не сможете оправдать его ожидания».

Дмитрий Плеханов, HR-директор корпорации «Синергия», также советует как можно больше общаться с соискателем: «Задайте правильные вопросы, обозначьте для себя его сильные и слабые стороны, будьте с ним честны в оценке собственных возможностей, проследите за его реакцией – она должна быть искренней и неравнодушной. Если вам кажется, что преподаватель слишком молод или наоборот слишком стар, имеет нестандартные пристрастия в одежде или излишне консервативные, держится чересчур скованно или не в меру непринуждённо – не торопитесь с выводами. Пообщайтесь».

Предотвращаем неожиданности

Во время собеседования постарайтесь прояснить все важные моменты. Не стоит надеяться на то, что педагог подстроится под условия в процессе работы, или ваше возникшее к нему недоверие исчезнет через пару месяцев.

В центре «Мои Мечты» бывали случаи, когда педагоги увольнялись, так и не привыкнув к вечернему графику.

«Теперь я всегда спрашиваю у кандидаток, как относится к выходу на работу их супруг, кто будет оставаться по вечерам с детьми. Это очень важно. Сразу говорю, что если уж человек возьмётся за работу с детьми, а потом по каким-то причинам решит уйти, то сделать это нужно в конце мая, после выпуска детской группы. Ведь дети и их родители очень привыкают к определённому педагогу», – комментирует Татьяна Серебрякова.

Также на собеседовании руководитель центра проводит небольшую творческую проверку: «Так как у нас в основном педагоги «универсалы» и работают с детьми дошкольного возраста, то я надеваю на руку перчаточную игрушку, показываю мини-представление с изменением голоса и прошу повторить. Иногда я ставлю галочку, что не ошиблась с выбором. Обязательно спрашиваю странички в социальных сетях. Недопустимо, чтобы у педагога были фотографии аморального характера, посты с матом и т.д. Родители сейчас все в социальных сетях и активно следят за педагогами. Нельзя, чтобы репутация детского центра была из-за этого подпорчена».

Что должно насторожить

Некоторые особенности в поведении соискателя, его манера излагать свои мысли, а также методики преподавания могут идти вразрез с вашим представлением об идеальном педагоге. Дмитрий Плеханов советует обратить внимание на следующие пункты:

  • Громкие обещания. Справедливо сомневаться в обещании преподавателя в рекордно короткий срок достигнуть масштабных целей.
  • Новые технологии. Цифровые технологии – неотъемлемая часть нашей жизни, без них получить качественные знания уже не получится. Расспросите преподавателя о тех инструментах, которые он обычно использует, чтобы донести информацию. Среди них обязательно должны быть интерактивные тесты, подкасты и видеоматериалы.
  • Чувство юмора. Чрезмерно серьёзный педагог с трудом сможет расположить к себе детей. Но и слишком весёлый вызовет массу нареканий. С ним занятие превратится в комедийное шоу.
  • Психологическое давление. У всех в школе был учитель, рядом с которым дети чувствовали себя крайне некомфортно. Такой типаж довольно просто считывается: строгий взгляд, командный тон, нездоровая склонность к педантичности (зачастую даже напускная). Плюсом может стать дисциплина. Но несомненным минусом будет чувство неуверенности на занятиях.

Австрийский пианист, композитор и педагог Артур Шнабель однажды сказал: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». Принимая соискателя на работу в школу или вуз, убедитесь, что у него есть подходящие ключи от дверей в мир знаний.

© Алла Панасенко, RJob

Алла Панасенко, корреспондент портала RJob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Русские за границей: как построить карьеру в Японии 
Кто такой карьерный коуч и зачем он вам нужен? 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0